Буржуазного слоя

Сен 30, 2013 | Рубрики Вестник

Буржуазного слоя прислонилась впоследствии к движению земско-либеральному (одним из виднейших инициаторов этого сближения был А. И. Гучков, будущий вождь «Партии 17 Октября»), которое имело вековые традиции дворянско-помещичьей оппозиции, но от которого именно его дворянские традиции отталкивали массу русского купечества. Но в первые годы «освободительного движения» оппозиционная активность этой прогрессивной русской буржуазии выражалась, главным образом, — помимо той замечательной культурной работы, о которой мы уже имели случай упоминать, — в широкой материальной поддержке, которую ее отдельные представители оказывали революционно-социалистическим партиям, особенно — социал-демократии, импонировавшей им не только своей способностью вовлекать в бой за политическую свободу широчайшие массы, но и своим «реализмом», заранее вводившим грядущую революцию в социально-экономические рамки буржуазно-капиталистического строя.

Таким образом, на историческую сцену определенно «буржуазная» либеральная демократия выступила не столько как организация хотя бы наиболее передовых элементов самой буржуазии, сколько как группа «идеологов», лишь теоретически ее «представлявших». Свободные от ограничивающего воздействия практических интересов, они в тем более «чистом» виде могли выражать «конечные» интересы класса, к которому тяготели. В наличной исторической обстановке эти интересы сводились, с одной стороны, к устранению всех экономических, социальных, культурных и иных пережитков прошлого, мешающих свободному развитию капитализма в России, а с другой, к завоеванию демократии как политического строя, в принципе наиболее соответствующего потребностям этого развития.

Предоставляя «рабочий вопрос» целиком в ведение социал-демократии, эта идеологическая группа, наиболее видными представителями который были П. Струве, М. Туган-Барановский и В. Богучарский, воплощала в себе к началу 900 годов как раз тот вид либерализма— последовательно демократического, свободного от реакционных экономико-социальных утопий народничества и не прикрывающего свой подлинный облик более или менее «социалистической» маской, которого, как увидим, как раз в эти годы искал Ленин, как желанного и необходимого соратника социал-демократии.