Дж. Кейр Гарди

Июл 2, 2013 | Рубрики Вестник

То, что Грэйсон проделал с высокой парламентской трибуны, рядовые рабочие совершали повседневно. Демонстративный разрыв с господствовавшими предрассудками выражался даже в таких поступках, как, например, игра в крокет в воскресные дни. У. Джосс, входивший в юности вместе с У. Галлахером в организацию СДФ в Пейсли, вспоминает о том, как этим были шокированы местные буржуа, возмущенно восклицавшие: «Чего еще можно ожидать от вас, социалистов!». О таком же эпатировании буржуазии в Абердине рассказывает Д. Патон: местные социалисты не носили галстуков, подолгу не брились, демонстративно отправлялись на воскресные пикники именнр в тот час, когда прихожане шли в церковь. Члены местного клуба «Клэрион» «яростно ненавидели лицемерие и вздорность современных устоев».

Как социалисты, они были «убеждены в глупости буржуазии вообще и в частности, ее абердинской разновидности». Сколь бы поверхностны и наивны ни были эти проявления протеста, они отражали глубокий процесс отрицания всех господствующих ценностей, привносимых в рабочую среду извне. Очищение сознания передовых рабочих от буржуазных влияний было необходимой составной частью роста классового самосознания и самоуважения. Наивно было и знаменитое появление Дж. Кейр Гарди в парламенте не в цилиндре, а в обычной рабочей кепке, но это был символ, полный глубокого значения.

Только благодаря наличию таких настроений стал возможен разрыв с некоторыми прочно вошедшими в сознание масс традициями, тормозившими принятие рабочими организациями принципиально важных решений. Если издаваемый СДФ «Социалистический ежегодник» статьей его редактора Ф. Ротштейна поставил вопрос о необходимости отмены преподавания религии в школе, поскольку хозяева правильно рассматривают религию как хорошее орудие классового господства, то это было лишь выражением научно обоснованной позиции марксистской организации.