продолжаются

Авг 10, 2013 | Рубрики Вестник

В то же время продолжаются, хотя, пожалуй, уже в несколько меньших размерах, в 30-х годах XVII в. и контакты с Россией различных представителей местной балканской православной церкви и монастырей, как и связанных с ними горожан (купцов и др.). Так, например, в 1635 г. вновь появился в Москве силистрийский митрополит Иоаким, а через два года слезную «мольбу» пловдивского митрополита Христофора со ссылкой на османские притеснения получило правительство царя Михаила от греческого купца Петра Юрьева (видимо, Георгиева), возвращавшегося из Стамбула. Не менее любопытны обстоятельства путешествия в Россию охрид-ского архиепископа Авраамия, который вместе с архимандритом Анфимием из монастыря св. Наума прибыл в Архангельск в 1634 г. из Англии, куда он попал после пребывания в Венеции и Франции.

К этому же десятилетию относятся и поездки монахов из различных южнославянских обителей (Хшгапдаря, Папрачи, Милешевой, Рыльской и др.). В большинстве случаев речь идет о повторных визитах.

Иногда русские власти даже возвращали восвояси с границы некоторых балканских «старцев», поскольку царским правительством в ту пору устанавливался определенный срок для приезда монастырских посланцев за «милостыней» Однако несколько снизившаяся по сравнению с двадцатыми годами интенсивность церковных контактов была обусловлена в немалой мере и спецификой положения в балканских провинциях Османской империи, активной политикой римской курии в южнославянских странах (между прочим, этого вызвало и столь долгое — 1631— 1634 гг.— блуждание охридского архиепископа Авраамия по разным городам Западной Европы), наконец, и осложнившейся обстановкой в пределах Речи Посполитой, восстаниями и волнениями 30-х годов на Украине.