Социалистическое учение

Июл 2, 2013 | Рубрики Вестник

Социалистическое учение нельзя уже было просто игнорировать, надо было постараться изменить его так, чтобы оно предстало в выгодном, удобном для господствующего класса свете. Буржуазия и церковь видели теперь свою задачу в том, чтобы, соединив социализм с религией, выхолостить его революционную сущность и обезвредить. С одной стороны, это вылилось в движение христианского социализма, а с другой — в движение рабочих церквей. Вдохновителем и организатором (последнего был священник из Манчестера Джон Тревор. В свое время он работал в «Армии спасения», но, разочаровавшись в ее деятельности, решил, что в современных условиях необходимо соединить церковь с рабочим движением.

Тревор считал, что в массе своей английский рабочий класс религиозен и задача церкви заключается в том, чтобы понять социальные нужды народа и дать ему то, в чем он нуждается. Это была попытка создания новой религии — религии рабочего класса. В уставе Союза рабочих церквей, созданного Тревором в 1893 году, говорилось, что, во-первых, рабочее движение является религиозным движением; во-вторых, религия рабочего класса не является классовой религией, а объединяет членов всех классов, работающих ради отмены экономического рабства; и, в-третьих, освобождение труда может быть достигнуто только при знании человеком как экономических, так и моральных законов Бога.

Здесь звучала та же проповедь надклассовое религии, что и их христинском социализме. И это было тем опаснее, что рабочие церкви развернули свою деятельность и в области образования, где эта идея пронизывала все преподавание в специальных классах для взрослых, организованных с целью изучения этики, экономики, социальной истории и религии. Рабочие церкви появились в момент создания Независимой рабочей» партии и были тесно связаны с ней.

Они имели одних и тех же членов, одних и тех же ораторов и были скорее политическими клубами, чем церковными организациями. Зачастую службы в них отличались от обычных собраний только тем, что начинались с молитвы. Рабочие церкви были тесно связаны с рабочим движением и поэтому проповедь отказа от насилия и революции, звучавшая в них, была гораздо опаснее, чем те же доктрины, проповедовавшиеся с амвона Кентерберийского собора.