Составляло основную массу

Май 11, 2013 | Рубрики Вестник

Составляло основную массу населения античных центров (хотя, к сожалению, все попытки установить некие его цифровые показатели не убедительны) и тем более античной периферии — эллинистических государств и римских провинций. Крестьянство комплектовало подавляющую часть античных армий в период, когда они были наиболее боеспособны; крестьянская религия лежала в основе религий Греции и Рима, как бы они со временем ни модифицировались под влиянием распространения науки и философии.

И наконец, крестьянская община, особенно в Риме и римских провинциях, даже разлагаясь, оставалась неким более или менее осознанным эталоном коллективизма, связей людей между собою, с природой и с богами, противопоставлявшихся порокам, отчужденности, эгоизму и индивидуализму городской цивилизации, — мотив, игравший немалую роль в античной литературе и перешедший в европейскую литературу средних веков, нового и новейшего времени. Надо при этом иметь в виду, что понятие античной свободы соответствовало именно представлению крестьянина-общинника, для которого свобода в первую очередь определялась экономической независимостью самостоятельного хозяина, в отличие от неимущих, вынужденных работать на других и от них зависевших, а потому не вполне свободных.

«Плата за труд есть цена рабства», — гласила римская пословица. Только тот, кто имел и возделывал надел, входивший в земельный фонд общины, кто был как бы совладельцем этого фонда, мог быть полноправным сочленом этого коллектива общинников, участвовать в решении его дел, свободно высказывать свое мнение. Как известно, в римских городах только землевладелец мог быть магистратом и декурионом. Не только безземельный арендатор, прекарист, клиент, батрак фактически были обязаны подчинять свою волю и мнение землевладельцу, допустившему его к работе на земле, но и не имевший надела горожанин-ремесленник был гражданином, так сказать, второго сорта, почему в Риме городские трибы ставились гораздо ниже триб сельских. Правда, считалось, что ремесленные коллегии были созданы еще Нумой «для общей пользы», но они как бы только обслуживали истинных хозяев земли общины — граждан в лучшем смысле этого слова. Поэтому борьба за землю демоса и плебса была неразрывно связана с борьбой за политические права и свободы. Пытаться разделить их экономические и политические требования и цели, как то обычно делают многие современные авторы, совершенно неправомерно, поскольку политические и гражданские свободы вне экономической независимости вообще не мыслились.