свободный бавар

Авг 10, 2013 | Рубрики Вестник

Устанавливая, что каждый свободный бавар имеет право совершать дарения в пользу церкви, в качестве объекта подобных дарений указывает villae, terra, mancipia Это, разумеется, не означает, что каждый свободный бавар обладал виллами, землями и несвободными (в той же «Баварской Правде» содержатся указания на далеко зашедшее расслоение свободных и разорение низших их слоев), но свидетельствует о преобладании дарений в пользу церкви со стороны представителей вотчинных слоев, как на это отчетливо указывают данные картуляриев, исходящих из Баварии.

Данные этих картуляриев таковы, что они не вынуждают прибегать к выработке каких-либо особых приемов для определения принадлежности дарителей и тому или иному классу собственников: судя даже по одним только объектам дарений, дарители принадлежат в большинстве своем к вотчинникам, живущим за счет эксплуатации зависимых держателей. В составе объектов дарений Фрейзингенскому монастырю 2 преобладают зависимые наделы, причем на них часто испомещены не только сервы, но и колоны и свободные люди.

Грамоты Фрейзингенского и Пассауского картуляриев мы группировали следующим образом: 1) дарения, в состав которых входят зависимые наделы со свободными или несвободными держателями — таких грамот во Фрейзинге 32 и 8 в Пассау 3; 2) дарения, в составе которых упоминаются несвободные (servi, mancipia, ancil-lae) без наделов, в том числе и несвободные, фигурирующие в составе «формулы принадлежности» — таких дарений 14 во Фрейзинге и 23 в Пассау.