Третьим направлением

Июн 10, 2013 | Рубрики Вестник

Третьим направлением средне-верхне-германской лирики было дидактическое, которое уже сильно слышится в песнях Вальтера; к концу же XIII века, она в руках Конрада Вюрцбургского, Рейнмара Цветерского, доктора Генриха фон Мейсена, прозванного хвалителем женщин, и других превратилась в правильную эпистолярику, которая преимущественно изощрялась в натянутых загадках. К циклу этой поэзии изречений относится стихотворение, написанное на поэтический поединок, вложенное в уста сказочному Клингзору и Генриху фон Офтердинген, Вольфраму и Вальтеру, и связанное с вышеупомянутым сказанием о поединке певцов в Вартбурге.

В то время до такой степени распространилась мода выражать друг перед другом бессмыслицы или действительно разумное содержание с придворной, ученой изысканностью в форме стихотворных изречений, что ее требованиям поддался даже пролетарий, честный кузнец Бартель Регенбоген, который пустился в веселую, далеко не лишенную содержания гномическую борьбу со своими современниками. Среди всей чепухи иногда случается найти в поэзии изречений блестящее золотое зерно.

Так, например, Рейнмар фон Цветер говорит о браке следующее: «Когда мне приходится встречать одно сердце, одно тело, один рот, один дух, одну верность и одну любовь, когда исчезает страх и пропадает стыд, и двое совершенно превращаются в одно, когда любовь соединяется с любовью,— тогда, я думаю, ни серебро, ни золото, ни драгоценные камни не в состоянии затмить своим блеском той радости, которую дает взгляд ясных глаз. Там где два сердца, связанные любовью, находятся под одним одеялом и прижимаются одно к другому, — там и есть жилище счастья».