В конфессиональном

Окт 18, 2013 | Рубрики Вестник

В конфессиональном отношении кабардинцы являются мусульманами-суннитами, подобно другим адыгским народам. Эта религия привнесена в Кабарду относительно поздно (в XVII-XVIII вв.) турками и крымскими татарами. Но тысячелетием раньше предки кабардинцев приняли православное христианство, проникшее из Византии. Следы былого христианства сохранились как в археологических памятниках, так и в фольклоре кабардинцев, о них писал Ш. Ногмов. В то же время христианство и ислам не смогли вытеснить остатки традиционных языческих верований, сохранившиеся до XX в. (Мазитха — бог лесов, покровитель охотников; Шибле — бог молнии; Тлепш — покровитель железа и кузнецов; Тхашхо, «Тха единый, Тха великий» — верховный бог, создатель жизни (48, с. 129-130)). Языческие религиозно-магические культы сочетаются с мусульманскими представлениями и обрядами.

Как все кавказские горцы, кабардинцы отличались гостеприимством и хлебосольством. По замечанию этнографа Б.Х. Бгажнокова, коллективные трапезы и пиры приобрели статус «особых социальных, политических институтов» с эпохи средневековья (51, с. 89).

а) Вайпахи. Два родственных народа — ингуши и чеченцы — объединены общим названием «вайнах» — «наш народ» (13, с. 164). В письменных исторических источниках это название не встречается и является современным. Здесь мы имеем один из примеров смены этнонимов в ходе исторического развития народов и изменения конкретных политических демографических условий. Наименование «вайнахи» в литературе часто встречается в усеченной форме «нахи», оба названия эквивалентны.